24 февраля 2017      1662      0

Обь — Енисейский канал

Соединили Урал с Сибирью

Мечты соединить Обь с Енисеем так же древни, как и могилы русских людей, усеявших караванный путь с Урала в Китай. Издавна тянулись русские путешественники к этой красивой реке, овеянной легендами. Да, красив Енисей!

Протянувшись по всему Красноярскому краю, на север, к Карскому морю, к Северному Ледовитому океану, течёт Енисей. «Улук — Хем » — «Великая река», — говорят про него тувинцы. «Иоанеси»- «Большая вода», — называют его эвенки. Начиная свой путь у отрогов Восточного Саяна, он прорезает каменистые преграды гор, пересекает массивы тайги, принимает на пути воды многих больших и малых рек, затем выходит на равнины тундры и тогда получает ещё одно, ненецкое название «Детче».

История скупо повествует о первых русских экспедициях, проходивших по Енисею. В самом начале 17 в. была снаряжена тобольским воеводой первая экспедиция.
Её вёл капитан Лука. На небольших крытых суденышках — кочах он спустился до самого устья Енисея. Царское правительство поручило экспедиции «тщательно изучить берега Енисея и всё то, что найдут там достойного исследования».

Немного позднее, в 1610 году, Кондратий Курочкин спустился по Енисею до моря и достиг реки Пясины, окончательно установив, что «впадет — де Енисей в Морскую губу Студёного моря» и что, следовательно, добраться до Енисея можно не только по рекам, а и по северному морскому пути.

Обь Енисейский канал история

Но северный путь есть северный. На кочах тут не всякий раз пройдёшь. Спустя сто с лишним лет, а точнее, в 1737 году лейтенант Д. Л. Овцын уже на более совершенствованном судне только с четвертой попытки одолел Обскую губу и попал в Енисейский залив, а затем в Енисей.

Однако русский народ — изобретательный. Ещё в 16 в. поморы проникли на Енисей, только не студёным морем, а найдя удобные места перетаскивать посуху, из речки в речку, свои кочи. Так от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по рекам Мутной и Зелёной добирались до Обской губы. Далее по реке Таз и волоком выходили на реку Турухан, левый приток Енисея.

Узнав об этих походах поморов, Борис Годунов велел ставить острог на рeкe Таз, в 1601—1607 годах был построен четырехстенный пятибашенный город, опорный пункт для продвижения русских в глубь Сибири. И назвали город Мангазея, от ненецкого племени Малгонзей. В 1605 году на высоком левом берегу Енисея, в среднем течении, мангазейские казаки поставили село Ярцево, а спустя 40 лет перенесли свой город в устье реки Турухан.

Но из-за климатических условий русских землепроходцев всё — таки больше привлекало среднее и верхнее течение Енисея.

На поиски удобного места, где бы можно было перетащить посуху струги на великую peку, тобольский воевода направляет отряд из 30 человек. Вели отряд боярский сын Пётр Адбычев и стрелецкий сотник Черкас Рукин. Поднявшись по Оби до устья реки Кеть, отряд направился в её верховья. Пройдя около 1000 верст по Кети, казакам удалось разведать удобный сухопутный переход с реки Кеть, на реку Кемь, левый приток Енисея, и проложить 18 — километровый доступный волок к великой peкe.

Это случилось в 1618 году. В начале волока с Кети был построен Маковский острог, а на другой год с восточной стороны волока, немного выше устья Кеми — Тунгусский острог, ныне Енисейск.

Волок этот очень долго, почти 200 лет, был важнейшим участком водного пути с Оби на Енисей. Через него шёл основной торговый путь из России в Китай. Однако время шло, появились пароходы. И их 18 верст по Маковскому волоку при помощи ворота и покатов не перетащишь. Нужен был канал.

Только в начале 19 в. правительство создаёт в Сибири специальный Х-й округ министерства путей сообщения, который должен был найти место, где бы можно было соединить Обь с Енисеем. Округ предложил ряд бестолковых практически неприемливых вариантов, после чего был упразднён.

Учёные не раз возвращались к заманчивой идее соеденить Обь и Енисей судоходным каналом именно в том месте, где проходит Маковский волок. В 1810 — 1812 годах здесь были даже проведены изыскательские работы. Выяснилось, что на строительство нужно затратить девятьсот тысяч рублей. Для казны такая сумма оказалась не по карману. Проект отклонили.

Много предлагалось разных вариантов соединить Обь с Енисеем. По Тыму и Сыму, Ваху с Елогуем,по Чулыму. Но все эти варианты оказались непригодными по тем или иным причинам.

А между тем местные жители на протяжении многих веков свободно на лёгких обласках попадали с Кети на Енисей, или, наоборот, с Енисея на Кеть, затрачивая на это 10 — 12 дней.

Во второй половине 19 в. в Енисейске жил именитый купец Пётр Фунтусов. Используя Маковский волок его люди не раз хаживали по обскому бассейну по торговым делам, знали они какие то реки и озеро, якобы соединяющее, Кеть с Большим Касом. В 1873 году Фунтусов посылает экспедицию, которую возглавил Василий Захаров. Ему предстояло сделать глазомерную карту и как можно подробнее описать характер рек.

Захаров доложил Фунтусову, что между Обью и Енисеем находится огромное мелкое озеро, или система болотных озёр, сливающихся в одно в весенние разливы.

П. Е. Фунтусов срочно отправляет проект Обь — Енисейского канала в министерство путей сообщения. К проекту он добавил письменное заверение, что жертвует 10 тысяч рублей серебром в награду капитану, который проведёт пароход с Оби на Енисей.

Вскоре министерство путей сообщения одобрило проект, и в 1875 году направило в Енисейск сразу две рекогносцировочные экспедиции. Одну возглавлял инженер барон Аминов, ему предстояло исследoвать Ангару. Bторой экспедиции надлежало заняться каналом, и возглавил её инженер капитан — лейтенант Сиденсер. Пройдя по водоразделу, он предложил правительству организовать частную фирму по строительству и эксплуатации канала. Предложение Сиденcepa правительство не приняло. Наверняка и Фунтусов не хотел отдавать в чужие руки своё сокровище.

Фунтусов, видя, что проектирование канала затягивается, вкладывает в дело те самые 10 тысяч серебром, которые он обещал в награду за проводку первого судна по каналу. Небольшую сумму жертвует географическое общество. Министерство путей сообщения направляет новую экспедицию в район будущего канала. Возглавил её Аминов.

Река Язевая, вытекающая из озера, оказалась настольно мелководной в середине лета, что практически поднять нужный уровень её невозможно даже при помощи плотин. От озера до устья расстояние по Язевой составило около 30 километров, а разность уровней всего лишь полметра. Берега Язевой низкие, болотистые. Не лучше Язевой оказался и Малый Кас.

Однако проект, отправленный па утверждение в министерство путей сообщения, выглядел достаточно внушительным. Аминов предлагал прокопать канал длиною 7 километров 840 метров н шириной 19 метров 20 сантиметров из водораздельного озера в Малый Кас, то есть соединить озеро с Малым Кacoм немного ниже его истока. Реки между Кетью и Енисеем расчистить от заломов и спрямить прокопами общей длиной 55,5 километра. Эти прокопы сократят на 130 километров общую протяженность рек. Между Кетью и Енисеем соорудить 28 шлюзов — плотин. Размеры шлюзов 47 метров длиной, 7,5 метра шириной и 1,23 метра глубиной. Такие шлюзы могли бы пропускать суда до 500 тонн грузоподъёмностыо.

Обь Енисейский канал на карте

Обь Енисейский канал на карте

В России имелся уже солидный опыт строительства судоходных каналов. Известно, что в начале 18 в. был построен канал с 20 каменными шлюзами между Ивановским озером (исток Дона) и Шатью, впадающей в Упу, приток Оки. В 1719 — 1722 годах русским гидротехником Сертюковым был построен канал, соединивший Каспийское море с Балтийским через Boлгу, Неву и другие реки. По инициативе Петра I был начат в 1718 году и закончен в 1731 году, уже после его смерти 100-километровый канал в обход Ладожского озера. В 1811 году была сдана в эксплуатацию Мариинская Волго — Балтийская водная система. По тем временам это было выдающееся гидротехническое сооружение. Размеры шлюзов здесь были внушительны: 67 метров в длину, 8,6 метра в ширину и глубиной над средним уровнем бьефа три метра. После некоторой реконструкции Мариинская система проработала без малого 150 лет. В 1829 г. было открыто движение по Ceверо — Двинскому каналу.

Общую стоимость работ на канале Аминов оценил в семь миллионов рублей, а строительство рассчитал на пять лет. В 1878 г. был представлен окончательный проект. Только в 1882 г. его утвердил новый царь Александр III. Строительство канала началось. Аминов был назначен начальником строительства. Кстати, один сезон работал на строительстве специалист, сосланный в Томск за связь с народниками потомственный моряк К. М. Станюкович, автор «Морских рассказов» и других замечательных книг.

Шлюзы делались с большим тщанием. Они и сейчас, спустя 100 лет, достаточно прочны. Особенно хороши крепящие самокованные болты, которые и не думают стареть.

Но вдруг в 1888 г. управление, ведущее строительство канала, было упразднено. Работы прекратились. Фунтусов бьёт в колокола.

Трудно сейчас судить, удалось ли ему добиться возобновления строительства канала, если бы не стечение обстоятельств.

В 1891 г. правительством принимается решение начать возведение Транссибирской железной дороги — Челябинск — Дальний Bocток. Обь — Енисейский канал мог бы помочь в переброске строительных материалов на енисейском и ангарском участках. В 1890 г. строители опять появились на незаконченном канале. За два года к тринадцати уже имеющимся шлюзам был добавлен четырнадцатый на реке Язевой. Назвали его Новым. Спрямлением в некоторых местах Малого Каса, расчисткой рек и ремонтом повреждённых паводками ворот на старых шлюзах было закончено строительство Обь — Енисейской гидросистемы. Назвали канал немного поскромнее, не Обь — Енисейским, как по проекту, а Кеть-Касским.

Весной 1892 года по большой воде было проведено первое судно. Вместо семи миллионов по проекту израсходовано было всего лишь два с половиной миллиона рублей.

Построили канал с большим отступлением от проекта. Из 28 шлюзов — плотин построили всего лишь 14: четыре на реке Ломоватой, три на реке Язевой, один на копаном канале и шесть на Малом Касе. Самым досадным было то, что 13 шлюзов оказались короче проектируемых на 15 метров. В первоначальном варианте остался и копаный канал от озера до Малого Каса. В результате небольших спрямлений рек общая протяженность всей гидросистемы, от реки Кеть до Большого Каса, составила 150 километров.

Навигация по каналу открывалась в середине мая и заканчивалась в конце июня, продолжалась всего лишь полтора месяца, то есть в большую весеннюю воду. В июле реки мелели, водораздельное озеро затягивалось густой тиной, и движение по каналу прекращалось.

Почему все-таки такая печальная участь постигла столь долгожданный прямой водный путь? Дело, конечно, не в кознях железнодорожных магнатов, конкурентов канала, хотя владельцы железных дорог скупали и закрывали каналы, чтобы подорвать значение речного транспорта.

Суть дела в другом. В связи с местными топографическими и гидрологическими условиями реки Язевая и Малый Кас при самых благоприятных условиях могли пропустить судно грузоподъемностью не более 150 тонн. Размеры такого судна в пределах 30 метров длиной, 6 — 7 метров шириной и с осадкой 0,8 метра. Зачем же тогда строить шлюзы больших размеров? Фунтусов понимал, что пошли он на утверждение проект канала с небольшими шлюзиками, его не утвердят. А он и денежки ухлопал, и шуму наделал. Видать, уговорил он Аминова удлинить в проекте шлюзы. И, выходит, что проект утвердили липовый. Канал был обречён на забвение с самого начала его строительства.

В период строительства железной дороги каналу пропустил 25 паровых и примерно 40 несамоходных судов. После строительства железной дороги, использовать канал стало убыточно.
Правда, обслуживающий персонал канала, 300 человек, продолжал работать до 1914 года.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода

© 2020 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено