13 июля 2017      498      0

Рукопись уральского писателя — народника

П. В. Засодимский. Разбойник и Христос

В личном фонде уральского краеведа В. П. Бирюкова хранится собранная им коллекция автографов. Разбирая коллекцию автографов наткнулись на маленькую серую тетрадочку. На обложке рукой Бирюкова написано: «П. В. Засодимский. Разбойник и Христос (по поводу последней картины Н. Ге)».

О Засодимском впервые услышали от своей бабушки. Она вспоминала, что в начале века издавались его замечательные рассказы для детей, которые в маленьких книжечках расходились по всей стране, попадали на Урал, например, в Кушву, где тогда жила бабушка.

Павел Владимирович прожил интересную жизнь. Он был современником Толстого, и Лев Николаевич писал об одном из его рассказов: «...это то искусство, которое имеет право на существование»; сотрудничал в некрасовских «Отечественных записках», где опубликовал один из лучших своих романов «Хроника села Смурина»; дружил с революционером — демократом Н. В. Шелгуновым, поэтом Плещеевым, был знаком с Маминым — Сибиряком, Решетниковым.

Будучи по убеждениям народником. Л. В. Засодимский участвовал в «хождении в народ», посвятил своё творчество русскому крестьянству, его труду, горестям и бедам.

Но вернёмся к архивной находке: Рецензия на картину Н. Ге «Распятие» предназначалась писателем для газеты «Волжский вестник» и была написана в июне 1894 года в местечке Кидаш, в Башкирии, куда Засодамский приезжал лечиться кумысом.

Рукопись была подготовлена к печати, видны следы редакторской правки: изменено название — «Христос и разбойники» (Христос поставлен на первое место), многие места зачеркнуты, например: «Разве перед богом истины и справедливости цена жизни какого — нибудь блестящего вельможи выше цены жизни самого жалкого нищего?».

Но автор, по — видимому, не согласился изъять их из текста: карандашные линии, зачеркнувшие строки, погашены мелкими черточками и на полях написано: «надо».

Однако цензура не разрешила выпустить статью, и она попала в руки корректору Александру Григорьевичу Куренкову, которого позднее судьба забросила в Шадринск (Куренков был родом из Симбирска и учился там в гимназии вместе с Лениным). В 1924 году Куренков передал рукопись Бирюкову.

П. В. Засодимский постоянно интересовался живописью, но его не удовлетворяло искусство официальное, попирающее, как он писал, правду во имя «эстетической чистоплотности».

«Пойте нам о человеке, — обращался он к художникам, — о его грехах, его блаженстве и печалях, ибо только его горе, его стремления понятны нам». Именно этим требованиям отвечала картина Ге «Распятие». Она стала для Засодямского поводом высказать своё творческое кредо убежденного демократа и гуманиста.

Неизвестная рукопись писателя — народника хранится в Государственном архиве Свердловской области.

 

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода

© 2020 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено