16 января 2017      1136      0

Соликамский музей

Интересные уральские реликвии

Деревянные часы... Изготовления знаменитого вятского умельца Николая Михайловича Бронникова. Корпус их вырезан из капа — березового нароста. Пружина сделана из закаленного бамбука, механизм н цепочка — из пальмы, стрелки, часовая и секундная, — из жимолости. Места для цифр в циферблате отделаны перламутром.

Часы Бронникова Соликамский музейБронников н его сыновья смастерили в 19 веке 10 таких часов. Один из них находятся в Кировском музее, вторые — в Тамбовском, третьи — в Оружейной палате в Москве, четвертые — в Женеве.

И есть такие часы в Соликамском музее, о котором статья. Судьба остальных часов из этого десятка пока не известна. Часы Бронникова — уникальный экспонат. Но не они составляют главную гордость краеведческого музея в Соликамск. Музей в Соликамске ещё в тридцатых годах прошлого века, первый на Урале, стал отраслевым. История Соли Камской, развитие советской калийной промышленности определили профиль музея.

В начале пятнадцатого века новгородские торговые люди Калинниковы приехали на речку Боровицу, разведали там рассолы, установили пять труб и начали заниматься вываркой поваренной соли. Скудость рассолов заставила их переселиться около 1430 года на речку Усолку — здесь и был заложен солепромысловый поселок Соль Камская.

На месте первых соляных варниц на берегу Боровицы до наших дней сохранились в земле рассоло — подъёмные трубы. Одна из таких труб, выдолбленная из цельного ствола лиственницы, хранится в музейной экспозиции. Это старинная рассольная труба соляной скважины пятнадцатого века, принадлежавшая заводу солепромышленников Калинниковых.

А вот направили дула две «пушки». Не надо опасаться выстрела: это — мирные труженицы. Две рассолоподъёмные трубы доставлены с Троицкого сользавода, который расположен по обоим берегам реки Усолки. За свои век трубы выкачали из недр земли тысячи тонн рассола — поваренная соль, полученная из него, снабжала Урал, Поволжье и центр России.

С шестнадцатого по восемнадцатый век через Соликамск проходила дорога в Сибирь, и промышленность процветала. Соликамск включён в список 115 исторических городов России. Промыслы его требовали развития самых различных ремесел, и сам город не был обойден архитекторами — мастерами. Архитектурные памятники его богаты убранством фасадов в стиле московского барокко XVII — XVIII вв. Все узоры выполнены в кирпиче, что имеет большую ценность.

Особенно славились «изразцовых дел» мастера. Глазурованные плитки их производства и сейчас украшают фасады домов. Богоявленская церковь, построенная в 1695 году, сохранила редкий двухрядный фриз — он сложен из изразцов с изображением птиц. Такие же рельефные многоцветные изразцы есть в декоре северного крыльца Троицкого собора. Тут и символ власти — могущественный орёл, символ верности и любви — лебедь, павлин — символ красоты, индюк — воплощение пышности и важности.

По заданию музея заслуженный работник культуры РСФСР М. П. Богоявленский работал над эскизами и полотнами на тему «Архитектурные памятники города». Одно из таких полотен — «Соликамская колокольня XVII века». На картине изображён зимний вечер. Колокольня написана против света, на желто — лимонном закате, что подчеркивает её величие и монументальность.

Привлекает к себе внимание живописная работа «Соляной амбар XVII века». Богоявленский работал в войну — он был эвакуирован сюда, сопровождал ценности Краснодарского художественного музея; время было трудное, красок недоставало. И вместо красок художник применил в этом полотне фиолетовые чернила. Как нельзя кстати этот вынужденный прием передает настроение покоя и своеобразие колорита в Соликамском пейзаже. «Соляной амбар» является и историческим документом, поскольку как такового его уже не существует.

Ананьинская культура

В VII — III веках до н. э. на территории Верхнекамья жили племена, которые позже были названы ананьинскими — по названию богатейшего могильника у села Ананьино близ Елабуги. Ананьинская культура своеобразна и богата. Племена эти были известны скифам, а через них — и грекам Причерноморья. Особенно сближает их аналогичный, так называемый «звериный» стиль в искусстве.

О культуре ананьинских племён раннего железного века свидетельствуют многие находки, относящиеся к тому периоду. Одна из них — секира — клевец, найденная в 1966 году у посёлка Курган Чердынского района и переданная в музей. Она являлась не боевым оружием, а символом власти. Отлитая из прекрасного сплава бронзы, она состоит из круглой втулки, за которой идет стилизованная голова хищного зверя.

Исторический материал для музея собирался в экспедициях. В 1943 военном году заведующий отделом древней живописи Ю. Н. Дмитриев осмотрел четыреста старых икон, из которых 68 выделены как уникальные. Отделом деревянной скульптуры было отобрано 45 предметов музейного значения. В последующие годы были выявлены в домах жителей города самые значительные печные изразцы. В музее было сосредоточено до пяти почти полных наборов печных изразцов и десятка два фрагментов от печей. Организовывалась экспедиция в село В. — Боровая, откуда вывезено большое количество сельскохозяйственных орудий, утварь, одежда, составивших впоследствии интерьер крестьянской избы.

В 1976 году в одном из залов музея открылась выставка, которой тоже предшествовала большая собирательская работа — «Медные изделия XVIII- XIX вв». Более двухсот изделий было показано посетителям — оригинальные чаши и шкатулки, кувшины и чайники, чарки и подсвечники, совсем забытые в наше время медники — сосуды для хранения воды — ёмкостью от 1 ведра до 10 ведер. Медь была всех оттенков: от густо — красного до бледно — жёлтого, многие изделия искусно украшены чеканкой. Медное царство!

Выставка Русский самовар

Выставка Русский самоварНедолго остались в памяти жителей города выставки «Русский самовар». На них было представлено более семидесяти уникальных самоваров красной и жёлтой меди ёмкостью от трех четвертей стакана до двухведерного самовара. Больше всего обращал на себя внимание самовар — кухня из красной меди, разделённый на две половины, с ложкой — черпачком. В прошлом веке такие самовары можно было встретить на постоялых дворах вдоль Сибирского тракта. С помощью их готовился не только чай, но и варились знаменитые сибирские пельмени. Очень интересен и дорожный самовар — сундучок со съёмными ножками, его передала в музей старейшая жительница Соликамска. Её муж ещё в молодости сопровождал в Сибирь санные обозы и всегда брал самовар с собой.

Самая первая выставка в 1929 году и положила начало музею. А если вести родословную музея, то она восходит к 1928 году, когда местные краеведы провели свое первое организационное собрание.

Открытие калия в 1925 году и строительство калийного комбината — первенца в СССР — оказало большое влияние на профиль музея. К созданию отдела калийной промышленности привлекались специалисты: горный инженер А. Н. Андренчев, дорожный мастер Н. П. Рязанцев и другие. В создании экспозиции советского периода принимали участие геолог калийного комбината М. И. Исакова, конструктор магниевого завода Гачегов А. А., начальник техотдела бумкомбината В. Каган.

Соликамский музей бережно сохраняет уникальные коллекции по истории и культуре Верхнекамья, которые он накопил за годы своего существования. В них — древняя история города, в них — сегодняшний день края.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода

© 2017 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено