12 июля 2017      686      2

Вавожский храм

Уважать прошлое

Хочу рассказать о храме села Вавож в Удмуртии, что был полуразрушен в 60-е годы. В его истории есть много поучительного, заслуживающего нашей сыновней памяти и уважения.

В феврале 1811 года церковный староста крестьянин Федор Несмелов выехал в Вятскую духовную консисторию с прошением прихожан села Вавож перекрыть обветшавшую крышу церкви на свой счёт «без употребления на то из казенной, церковной суммы денег».

Преосвяшеннейший Гедеон на прошении написал: «Если консистория препятствии не найдёт, то позволить перекрыть крышу оной церкви, но не иначе, как с тем, чтобы заготовляли материал для построения каменной церкви. Для сего просителя и обязать подпиской».

Служители Николаевской церкви дьякон Стефан Несмелов и дьячок Владимир Несмелов обошли 61 селение, чтобы опросить прихожан, и в июне того же гола в консисторию поступил рапорт с приложением двух реестров прихожан Николаевской церкви — ясашных, крестьян и новокрещенных вотяков вновь открытой Малмыжской округи, желающих и не согласных строить каменную церковь.

Середина XVIII века была временем усиленной миссионерской деятельности среди инородцев. Новокрещенным выдавали даже денежную награду «За восприятие крещения» и представляли льготы в уплате податей и прохождении рекрутской повинности. Существовали особые защитники новокрещенных от обид и притеснений.

Но скоро миссионеров заметно поубавилось, должности проповедников были упразднены, и единственным просветителем вотяков осталось приходское духовенство. А на каждого священника в средней приходилось свыше 600 душ одного только мужского пола, к тому же бездорожье, разбросанность селений, незнание языка мешали разъяснительной работе.

Благочинный Иоанн Вознесенский доносил рапортом в духовную консисторию, что «не взирая на убеждения, большая часть прихожан, новокрещенных вотяков вновь открытой Малмыжской округи, Больше — Учинского и Водзимомского волостных правлений без вразумления земской полиции не соглашаются строить каменную церковь».

Но всё — таки согласных строить оказалось больше.

Проектирование Николаевской церкви было доверено архитектору Ижевского оружейного завода С. Е. Дудину.

Сохранились ампирные постройки, выполненные по его проекту: комплекс железоделательного завода, первый арсенал.

Место для церкви выбрали к востоку от старой, деревянной, в центре Вавожской горы.

Сбор денег для строительства, начавшийся с 1819 года, вели доверенные сборщики, избранные прихожанами села. Все фиксировалось в специальной церковно приходской книге.

3 февраля 1823 года с согласия мирских людей составлен договор подрядчика с мастером кладки каменных зданий крестьянином Нижнегородской губернии Балахнииского уезда села Вершидова «Алексием Федоровым, сыном Брусничиным». Он обещал выстроить храм за четыре года и «со времени окончания кладки должны быть по моей ответственности 5 лет». То есть давал гарантию качества.

За два лета 1821 и 1823 годов церковь была выложена выше арок второго этажа, «колокольница» до арок первого.

Однако в марте 1825 года преосвяшеннейший Павел на договоре написал: «Подрядчика Брусничина до означенной работы допускать в таком только случае, ежели он при производстве строения согласен будет взять по осьми рублей с тысячи кирпича, в противном же случае договаривать других подрядчиков». На что А. Брусничин, построивший не один каменный храм на Руси, ответил, что «менее одиннадцати рублей взять ему нельзя».

Для окончания кладки за плату по восемь рублей с тысячи кирпича был подряжен мешанин города Вятки Филипп Трушков.

С окончанием строительства в село начали поступать иконы и внутреннее убранство. 26 июля 1835 года было учинено освидетельствование вновь написанных икон для Николаевской церкви живописцем елабужским мещанином Петром Новиковым. Признано, что его живопись в представленных иконах «довольно тщательна и не имеет ничего противного греко — российскому писанию, кроме некоторых терпимых недостатков».

16 сентября 1835 года священником Андреем Даровским было совершено освяшение Николаевской церкви в нижнем этаже — во имя святителя и чудотворца Николая.

7 июня 1841 года ночью над Вавожем пронеслась страшная гроза. Молния ударила в самую сердцевину правой возле царских ворот пилястры, повергла на пол правую половину иконостаса до Пономарских дверей, а на нижнем этаже прошлась по позолоте нижнего иконостаса, опалив её. Святые же иконы и другие церковные вещи, а также своды и стены здания не пострадали.

В 1842 году при Николаевской церкви открылась церковно — приходская школа. Сначала она помещалась в приходском доме, а потом переведена в средний этаж церкви. В школе обучались в основном дети малообеспеченных крестьян. Состоятельные родители предпочитали частных учителей.

Через несколько лет прихожане решили купить новый колокол, так как колокольный звон «скуден и недально слышен». Накоплению необходимой суммы много способствовал церковный староста Иван Несмелов, пожертвовавший два «серебрянопозолощеных» ковчега в 157 рублей 15 копеек и «Евангелие, довольно великолепное с серебряными, позолощенными досками в двести десять рублей серебром». Колокол установили весом в 64 пуда 8 фунтов ценою по двадцать рублей за пуд.

Причт Николаевской церкви состоял из двух священников, дьяка и двух псаломщиков. Квартиры они имели казённые, братский денежный доход составлял 2300 рублей. Земли имели они усадебной — 4 десятины 216 сажен, пахотной -33 десятины 600 сажен. Прихожан русских было православных 1703 человека мужчин, 1848 женщин, крещеных вотяков — 2190 и 2240. Приход состоял из 26 селений, от села Вавож они находились на расстоянии от 2 до 18 верст.

С освящением Николаевского храма Вавож постепенно превратился в «певучее село». Церковный хор составили из местных крестьян. На клиросе пели лучшие ученики Вавожской школы. Из дальних селений приходили люди послушать церковное пение, полюбоваться красотой двухглавой церкви, поведать о своей тяжелой крестьянской судьбе.

Вся история края связана с храмом. В грозном 1918 году у стен церковной ограды девять часов продолжался кровавый вавожский бой местного продотряда с белогвардейцами.

Украшением села был этот храм. Но в 30-х годах церковь закрыли. Разрушили деревянную часовню на приходском кладбище, по кирпичику разобрали кладбищенскую ограду. Надгробные памятники пошли на фундамент кулевых мастерских.

А в 60-х была полуразрушена и сама церковь. Невольно вспомнились пушкинские слова: «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим».

В наше время — храм возраждается.

Обсуждение: 2 комментария
  1. Александр:

    Это фото не Вавожского храма! И село Вавож находится не в Кировской области а в Удмуртии!

    Ответить
    1. admin:

      Все исправил

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода

© 2018 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено