20 декабря 2016      1092      0

Профессиональное и техническое обучение в 19 веке

Молодёжь необходимо обучать профессиям

Государственная сеть технических училищ начала складываться в России в 60 — 70-е годы прошлого века. Ранее были лишь частные и ведомственные технические школы. В какой состоянии была эта сеть курсов, школ н училищ, можно узнать на доклада организационного комитета съезда по техническому н профессиональному образованию, который состоялся в 1890 году.

Профессиональных школ было тогда во всей России — сто двадцать шесть. Учащихся в них — менее пяти тысяч. На первом месте — слесарное дело, затем шло столярное, сапожное и переплётное.

В пяти технических училищах общеобразовательный курс соответствовал средним учебным заведениям. Это было лодзинское высшее ремесленное училище, иркутское, московское, омское и уральское — кунгурское училище. Как видим, росток этой идеи — совместить обучение специальности с образованием в объёме средней школы — появился давно и теперь это стало основным направлением профессионально — технического образования.

Ученики того времени, кроме классных занятий, работали в механических мастерских и занимались в лабораториях. В свободное время осматривали заводы и фабрики. Самым старшим из этих училищ было московское комиссаровское, основанное в 1865 году. Оно готовило техников по механическому делу. Треть выпускников этого учебного заведения продолжили образование в институтах.

Кроме этих пяти училищ было к концу 19 века еще около тридцати школ с общеобразовательным курсом (в объёме городских, уездных и сельских двухклассных училищ). Здесь готовили заводских мастеров, «низких» механиком и чертёжников. До начала 1890 года в них окончило полный курс более полутора тысяч человек.

Значительно больше было ремесленных училищ с курсом начальных школ — около ста. Тут готовили рабочих и мастеров кустарной промышленности. Ежегодный выпуск — две с половиной тысячи человек.

Разумеется, хотя государственная сеть училищ и расширялась, укреплялись школы ведомств. У Министерства путей сообщения было три десятка училищ. Они выпускали техников для службы не только на железной дороге, но и на «шоссейных и водных путях сообщения». В этой системе школ имелись и мореходные классы. Начало их «положено в 1786 году учреждением городской водоплавательной школы в Петербурге».

Но всё это — учебные заведения для юношей. Женские профессиональные школы начали возникать лишь в восьмидесятые годы девятнадцатого века. Первая из них — петербургская школа Коробовой, где готовили «подмастериц портних и швей, а также учительниц рукоделий н ремёсел». Таких школ с трехлетним курсом обучения позднее было уже пятнадцать. Шесть из них в Петербурге, в Москве и в Тифлисе. Большинство учениц в них обучалось кройке и шитью, остальные «деланию цветов». Удивительно бедным был набор женских профессий. Только в некоторых из этих школ «встречаются ученицы исключительно крестьянского н мещанского сословия, тогда как в других находится много девушек привилегированного сословия». В петербургской школе, например, из ста восьмидесяти учениц было пятьдесят дворянок.

Не стоит подробно сравнивать редкую для необъятной России сеть технических училищ с современной системой профтехобразования, которая за сто лет не устранила недостатков в организации надлежащего образования для молодёжи. Всего две цифры: в конце 19 века в России было столько же училищ, сколько их имелось в 1975 году лишь в одной Свердловской области — сто двадцать шесть.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода




© 2020 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено