29 июня 2017      890      0

Школьный фольклорный клуб в Лесном

Старинные игры уральских детей

В 1969 году школа, где работал В. М. Григорьев, по его инициативе включилась в поиск народных игр, объявленный радиопередачей «Пионерской зорькой». Одной из первых была найдена хороводная игра «Бояре, а мы к вам пришли!», в неё играли в старину в Лесном городке. Но вот беда — никто не помнил её правил: слышать все слышали, а как играть — не знают. Помогла школьная техничка тетя Надя.

За короткое время школьники из Лесного собрали 300 игр. Сто из них были описаны и посланы и адрес «Пионерской зорьки». Надо представить себе радость ребят, когда они узнали, что им присуждено первое место! А пятеро наиболее активных поехали в пионерский лагерь «Орлёнок».

Работой школьников заинтересовались учёные. Из института этнографии имени Н. Н. Миклухо — Маклая пришло предложение о сотрудничестве с группой фольклора. Ученые объяснили ребятам, что этнография детства — одна из немногих наук в мире, куда детям, скажем так, не нужен входной билет.

Вот так родился школьный фольклорный клуб в Лесном. Летом 1970 года они отправились в первую экспедицию по заданию учёных. Заранее предвкушали ребята свой триумф — привезут столько, что девать некуда будет. Но прошли дни, а на счету была лишь одна игра, да и то всем известные «жмурки».

Даже деревенская детвора не спешила открываться перед приезжими. Лед недоверия растопило соревнование, разгоревшееся само по себе между местной девчонкой и одним из «лесников» — кто больше разными способами перепрыгает через скакалку. Это послужило юным этнографам крепким уроком. Они поняли, что одного желания недостаточно: что надо им всем включаться в жизнь, а не расспрашивать с «академическим» видом, надо находить подход к людям. Постепенно они научились тысяча одному способу, как становиться своими людьми: ходили по дворам якобы за молочком, заглядывали в детские садики, узнавали кое — что о старожилах, прежде чем начать с ними верный разговор.

Пришли первые открытия. Обычные «пятнашки», оказывается, в разных местах называются по — разному: «салки», «салочки», «догонялки», «ловишки», «ловитки», «латки», «сало», «ляпка», «квач». Есть у этой игры и опасные разновидности — пятнашки по партам, где можно свихнуть ногу, среди прохожих — можно попасть под автомобиль, на льдинах — с огромным риском утонуть.

Поразило ребят внутреннее сходство игр, в которые играют в разных республиках СССР. Так, грузины тоже знают и любят играть в «классики», только «классы» у них размечаются палочками, и на них надо наступать при игре. Вместе с древними играми узнавали школьники из Лесного и совсем новые, порождённые нашим временем: в больших городах, например, многие дети играют в «чурики» — кто первый найдёт незаасфальтированный участок дороги, тот и кричит: «Чурики!»

Немало было открытий, но и огорчений тоже. Больше всего расстраивались ребята, когда попадались им «мёртвые» деревни. Деревни, в которых умерли традиции и оборвалась связь с прошлым.

Главное, что вынесли они из экспедиций, — уважение к человеку, к самоценности его жизни. Ведь каждый несет в себе ни с чем не схожие черты своего рода, времени, места, в котором живёт, и где формировались особенности его культуры и быта.

Вот что написал в своем дневнике бывший девятиклассник С. Воробьев:
«Суббота, г. Энгельс Саратовской области. Нашли интересный дом, во дворе девочки семи — девяти лет играли в «Совушки». Женщина — управдом знает здесь очень много старинных игр. Об одной из них — «ярки» — мы договорились, что она подробно напишет».

Удачной оказалась экспедиция в Полтавскую область. В Диканьке, воспетой знаменитым Гоголем, несколько недель трепетал по ветру флаг экспедиции — большое полотнище с изображением улыбающегося славянского солнца. Тянулись сюда местные жители, кружились в красочных хороводах, выказывали смекалку и умение в играх, рассказывали о народных традициях родных мест.

Из 76 игр гоголевских времен, существование которых в наши дни поручили проверить ученые, сохранилась лишь одна. По-украински она называется «цурки» и представляет собой вариант известного «чижика». В основном же украинские мальчишки и девчонки играют почти в те же игры, что и ребята в Лесном.

— Знаете ли вы, дорогие мои, каким богатством мы владеем?! — сказал Григорьев. — В знаменитом сборнике Е. А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские» описано около 500 игр, в своде «Игры народов СССР», составленном В. Н. Всеволодским — Гернгроссом — более 1300. Мы же с вами собрали 3000!. А если сюда добавить игрушки — среди них есть просто диковины.

И в Лесном возник музей — музей игры и игрушки. Он требовал большого порядка и организованности. А как их оценивать? Не надоевшими же двойками и пятерками?. Нужны свои оценки. Попробовали цветные оценки.

Самая высокая — красный цвет: сам горит и других зажигает. Жёлтый — едва тлеет. И самая низкая — синий: совсем замёрз. По ним можно выбрать президента и его помощников. А чтобы «не замёрзали», нужно их постоянно переизбирать. Пусть каждый почувствует, насколько тяжела «шапка Мономаха», пусть каждый внесёт в клуб что — то своё, новое.

Благодаря всему этому даже обычные экскурсии в музей, устраиваемые для малышни, превратились в красочное действо. Экскурсоводы одевались индейцами н охотно давали померять головной убор вождя из орлиных перьев. Если рассказывали о военных игрушках — изображали оловянных солдатиков. А то вдруг встречали гостей в смокингах с бабочками.

Однажды устроили такое представление. Музей превратился в крестьянскую избу. В ней сидели дед, баба и внучка: не беда, что бабка по возрасту мало отличалась от внучки. Все они были заняты делом — показывали, как в старину изготовляли матрёшек, к тут же вручали готовые игрушки посетителям на память.

Работа в клубе преобразила многих ребят. Малоиницнатнвные и ничем не интересовавшиеся вдруг превратились в энергичных и ищущих. Повлияли эти занятия и на выбор профессии.

Вот что написал в сочинении «Почему я хочу быть педагогом» Ю. Ильдяков: «Всё началось для меня три года назад. В школу пришёл новый учитель, собрал группу ребят и предложил устроить проводы зимы. Я присоединился к ним, и с этого дня началась у нас новая жизнь. И вот у меня родилась мечта, пока ещё не совсем ясная, — попробовать свои силы в работе с детьми. По совету руководителей клуба я начал читать Руссо, Ушинского, Добролюбова, Крупскую, Макаренко. Затем решил взять небольшой отряд ребят, чтобы попробовать заняться с ними тем же, чем и мы в клубе. Сначала было очень трудно: слова вылетали из головы, когда видел четыре десятка глаз. Работа с отрядом дала мне очень много. Мой педагогический опыт ещё мал, но я поступаю в педагогический институт».

Нельзя заниматься чем — то серьёзно, не зная истории предмета. Ребята свели дружбу с историками, и один из них, Борис Александрович Колчин, пригласил членов клуба на раскопки в Новгород.

Школьники из Лесного узнали: самая древняя игра в нашей стране, а может быть, и во всем мире — это «кубарь». Ей свыше тысячи лет. Они отрыли кубарь на раскопках в Новгороде вместе с остатками кожаного мяча, и огорчились.

Неужели кубарь останется только экспонатом музея?! Ведь его, по форме и размерам напоминающего гусиное яйцо со срезанной верхушкой, и изготовить несложно. Да и играть интересно! Решили возродить эту игру. На уроках труда изготовили необходимое количество кубарей, составили инструкцию, как играть, и летом снова отправились на Новгородчину.

Эта поездка многое дала им. Ребята почувствовали, как, оказывается, необыкновенно приятно дарить людям радость. По возвращении домой их ждало много писем с просьбами выслать кубарь, научить в него играть. В одном из писем председатель колхоза из Костромской области приглашал ребят на летние каникулы позаниматься с деревенскими ребятишками.

Такое внимание раззадорило. А что, если открыть собственное издательство? Раз взрослые выпускают так мало книг по детским играм, то кто — то должен за это взяться? Пусть книг будет немного, пусть небольшими тиражами — но зато какие желанные это будут книги.

Поэт В. Берестов, изданный одним из первых издательством «Шире круг», очень гордится своей книжкой — ведь его выбрали как автора дети — самые пристрастные читатели. В плане издательства числились «Хрестоматия казачьих игр» по произведениям М. А. Шолохова, имелся замысел — по произведениям уральского писателя Д. Н. Мамина — Сибиряка составить хрестоматию уральских игр.

На счету издательства клуба любителей игры Лесного городка имелась и совершенно уникальная книга. Когда она попала в Пушкинский Дом, то учёные ахнули от удивления. Никто из взрослых исследователей Пушкина не обратил внимание буквально на целую россыпь детских игр в произведениях поэта. А школьники, семиклассники и девятиклассники, обратили. В результате получилась отличная книжка, от чести издания которой не отказалось бы и настоящее издательство.

А начиналось всё так. Юные этнографы никак не могли найти описание столь любимой когда — то игры в «бабки». Вернее, как играть — они знали, но хотели понять: почему игра была так распространена и любима в прошлом? Что за внутренняя притягательность в ней?

Кто — то вспомнил, что вроде у Пушкина упоминается эта игра. И точно. Нашлось стихотворение под названием «На статую играющего в бабки»:

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой
о колено
Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ
любопытный.
Врозь расступись: не мешай русской удалой игре...

А рядом — стихотворение «На статую играющего в свайку», а дальше — полетели кубари, и ещё, ещё... Одна игра за другой. Так и получилась книжка.

На этом бы остановиться. Чего же желать? Вон даже учёные похвалили. Но ребятам этого мало. Летом члены клуба отправились в Михайловское, на Пушкинский праздник — показывали «горелки», «свайку», дарили инвентарь. В Михайловском родилась традиция — принимать о члены клуба на крыльце пушкинского домика.

Открытие Пушкина продолжалось. Село Захарово под Москвой. Здесь подолгу живал в детстве Пушкин, играл с деревенскими мальчишками; можно было поговорить со старушкой, приходящейся родственницей няне поэта Арине Родионовне. Школьники из Лесного положили начало Пушкинскому празднику в Захарово.

Заинтересовались они и лицейскими играми Пушкина и его товарищей. Их пригласили в бывшее Царское Село, чтобы в стенах Лицея показать эти игры.

Любители игры из Подмосковья заняты важным и нужным делом. Но даже они, при всей своей увлечённости, не в состоянии объять необъятное — вести поиск по всей стране. Взять, например, такой интересный с точки зрения детской этнографии район, как Урал. В этом крае сошлись выходцы из различных уголков русского государства с местным населением — ханты, манси, башкиры, татары.

Все мы школьниками играли в «пёрышки». Помните? Берутся писчие перья и раскладываются в ряд, с промежутками. Один из играющих начинает метать: кладет свое перо впереди разложенных носком к ним и другим пером ударяет сбоку. Если подлетевшее перо падает на одно из ряда, то метавший забирает его и получает право снова метать. Эта игра в наше время имеет одну из многочисленных трансформаций — «коробки», с подбрасыванием на плоскости спичечных коробков. Так вот, пёрышки были на Урале известны давным — давно. Называлась эта игра «ладыжки», играли в нее дети вотяков. Только вместо перьев использовали овечьи кости.

Ушли в небытие такие старинные уральские игры, как «хозяйство водить», «прудики городить», «кандалы закованы», «о кони...».

Мы забыли такую распространённую игру, как «казаки — разбойники», кстати, любимую игру знаменитого разведчика Николая Кузнецова.

Играющие делятся на две примерно равные команды. «Разбойники» прячутся, задача «казаков» — найти и запятнать их. Прятаться можно где угодно — залезать на деревья, уходить за штабеля дров, маскироваться в кустах. Но вот «разбойника» запятнали и ведут в темницу. Тут вступает в действие правило, испокон веков бытовавшее на Руси: сам погибай, а товарища выручай. «Разбойника» можно освободить — подбежать и запятнать «конвойного». Но «казак» может оказаться расторопней, и тогда выручавший сам становится пленником. Вырываться пойманному «разбойнику» нельзя.

Оставшиеся на свободе товарищи могут напасть на «темницу» и освободить всех; только запятнать они теперь должны не сторожевого «казака», а самого пленного. Представляете, какой риск, если пленных охраняет не один «казак», а все пять? Какую ловкость нужно проявить, чтобы обмануть их бдительность? Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «разбойники», или все не будут освобождены из «темницы».

Игры — это тоже народное богатство. И надо бы сберечь его. Ребята из Лесного городка собирают их не для коллекции, а для жизни. Не только для того, чтобы вспомнить игры предков, но и для того, чтобы возродить их.

Гиподинамия становится проблемой нашего века. Морские и воздушные лайнеры, скоростные поезда, метро и лифты в домах ограничивают, как могут, подвижность человека. Конечно, в начале прошлого веке не было магнитофонов, альбомов для всевозможных видов коллекционирования, гитар в таком обилии.

Но вместо всех этих либо шумных, либо кропотливых занятий бытовали везде и повсюду «казаки — разбойники», «третий лишний» и прочие игры. Движение нужно прежде всего детям. Вот почему важно возродить игры предков ещё и потому, чтобы у нового поколения были крепкие мышцы, хорошая реакция, смекалка н выдумка, сильное красивое тело, которое выдерживало бы нагрузки нового века.

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода




© 2020 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено