28 июня 2017      795      0

Айседора Дункан

Сложная судьба удивительной женщины

О создании своей школы Айседоры Дункан в России уже написано в статье «Студия Айседоры Дункан. Гастрольные поездки А. Дункан по Уралу». А о трагическом жизненном пути танцовщицы расскажу ниже.

В тёмном небе гасли алые языки пламени. Горел деревянный дом. Истошно кричала женщина — она звала своих детей. Их всех удалось спасти. Первой из окна выбросили трёхлетнюю девочку — ее звали Айседора.

Пожар стал первым воспоминанием Айседоры. И вся её дальнейшая жизнь — как бы прообраз огня в ночи.

«Так же, как у меня бывают дни, когда мне кажемся, что моя жизнь является дивной, украшенной сверкающими драгоценностями легендой, цветущим полем, луче утром, увенчивающим каждый час любовью и счастием, дни, когда я не нахожу слов, чтобы выразить экстаз и радость жизни, — так же бывают иные дни, когда, вспоминая свою жизнь, я чувствую в себе великое отвращение и полную опустошённость».

Последним воспоминанием ее жизни были всполохи алого шарфа, закрутившегося вокруг колеса гоночного автомобиля.

Айседора Дункан родилась в Сан — Франциско 27 мая 1878 года. Бедность в детские и юношеские годы постоянно сопровождала её семью. В десять лет Айседора бросила школу. Причиной тому послужила та же бедность, но ещё в большей степени — её неприязнь к казённой обстановке в школе.

В дальнейшем, на протяжении всей жизни, шло самообразование, в детстве — запойное чтение Диккенса, Теккерея, Шекспира, Лонгфелло, Уолта Уитмена, затем знакомство с трудами Шопенгауэра, Канта, Маркса, постоянное посещение библиотек и музеев во всех уголках мира, где она бывала с гастролями.

Когда ей было десять лет, она сама открыла свою первую шкалу, где обучала соседских девочек за небольшую плату.
Вечерами мать играла на фортепиано. Айседора читала стихи и учила детей следовать смыслу стиха жестами и движением.

Обучение самой Айседоры в танцевальной школе не увенчалось для нее успехом. Когда преподаватель попросил её встать на пальцы ног, она ответила протестом.

Язык же её искусства жил в ней с малых лет. «Балетная школа учила своих учеников, что первоначало (танца) находится в центре спины у основания позвоночного столба. Вокруг этой оси — руки, ноги и туловище должны были свободно двигаться, создавая впечатление движущейся марионетки Этот метод порождает искусственное механическое движение, недостойное подлинного танца. Я же, напротив, искала такой источник танцевального движения, который проникал бы во все поры тела.

По прошествии многих месяцев, научившись сосредоточивать всю свою силу в этом единственном центре, я обнаружила, что, когда слушаю музыку, вибрации её устремляются потоком к этому единственному источнику танца, находящемуся как бы внутри меня. Вслушиваясь в эти вибрации, я могла бы претворить их в танце».

Айседора категорически отвергала балетную школу, существовавшую в те годы на Западе. Видимо, качество выступления балерин оставляло желать много лучшего. В 1905 году, познакомившись в России с Анной Павловой, Айседора изменила своё мнение, не только по отношению к русскому балету, «потому что нельзя было не аплодировать русским балеринам, когда они порхали по сцене, скорее похожие на птиц, чем на человеческие существа».

Вот с каким монологом обратилась она к одному из крупных деятелей американского театра, пытаясь устроиться в труппу таким образом, чтобы сохранить свою индивидуальность, а не танцевать по велению балетмейстера: «У меня есть великая идея, которую я изложу вам. Я открыла секрет танца. Я открыла искусство, которое утрачено уже 2 тысячи лет. Вашему театру не хватает одного, что сделало великим античный греческий театр, — это искусство танца, трагического хора. Я приношу вам танец. Я приношу вам идею, которая произведёт переворот во всей нашей эпохе. Где я открыла её? У Тихого океана, а сосновых лесах Сиерры Невады. Я открыла танец, достойный поэмы Уолта Уитмена. Я создам для детей Америки новый танец, который изобразит Америку. Я приношу вашему театру живую душу, которой ему не хватает, душу танцовщицы».

В конечном итоге Айседора не нашла отклика своему порыву ни у американского зрителя, ни у театральных деятелей. Бедность же доходила до того, что им с матерью пришлось однажды целую неделю есть банку томатов без хлеба.

Вскоре Айседоре удается уговорить мать уехать в Европу. На скотопромышленном судёнышке 24-летняя Айседора с семьёй отправилась в Лондон. Там из первых порах опять начались голодные скитания. Однажды она увидела в газете объявление о вечере одной знакомой дамы из Нью — Йорка, — та пригласила её потанцевать. Среди роскошных нарядов присутствующих дам она танцевала в своей тунике, босиком «Весеннюю песню» Мендельсона.

В Лондоне её хорошо принимали поэты, художники. Театральные деятели по — прежнему не обращали внимания. Выступления в салонах приносили успех — платить же за них было не обязательно... Разве что иногда оказывалась благотворительность.

Айседора с семьёй уезжает в Париж. Здесь она впервые познает радость настоящего признания.

1903 год. Триумфальные гастроли в Будапеште. Импровизация «Голубого Думая» вызвала в венгерской публике неистовую бурю восторга.

В Германии студенты после её выступления просто сходили с ума. Каждый вечер они выпрягали коней из её кареты и везли по улицам, распевая: «Айседора, Айседора, ах, как жизнь хороша!», освещая шествие пылающими факелами. С этих пор чванливая пресса начала приписывать Айседоре образ разгульной женщины.

Полное отсутствие у этой семьи какой — либо коммерческой жилки двинуло танцовщицу в Грецию. Наивное представление о том, что заработанные деньги дадут возможность осуществить мечту — поселиться в давно полюбившихся Афинах, привело их к покупке каменистого участка вблизи Акрополя. Решили строить дом по всем законам греческой архитектуры. К удивлению местных жителей, вся семья носила туники, сандалии. Кстати, Айседора часто носила этот наряд и в европейских странах.

Одновременно со строительством дома организовали Дунканы подлинный греческий хор Эсхила из десяти мальчиков, выступали с сочинёнными танцами под пение этого хора в театре Диониса. Они открывали грекам их древнее искусство... Но скоро деньги в банке иссякли, дом достроить не удалось, и Дунканы покинули берега Эллады, захватив с собой мальчиков.

В Вене Айседора полгода выступала со своим хором, но голоса греческих мальчиков огрубели, и не только голоса — их поступки тоже не вызывали всеобщего одобрения. Пришлось отправить их обратно в Грецию.

Айседора страшно сожалела, что у нее нет своей школы. Были успех, признание, интересное окружение — её дом стал центром артистического и литературного мира. В это время она издаёт книгу «Танец будущего», где делает попытку объяснить своё искусство. Но школа остаётся пока неосуществленной мечтой.

Знаменателен первый приезд Айседоры в Россию. Ранний зимний рассвет 10 января 1905 года встретил её бесконечной процессией гробов. «Слезы сжимали мне горло. С беспредельным негодованием я смотрела на несчастных, убитых горем рабочих, которые несли своих замученных товарищей. Если бы я никогда не узнала этого, вся моя жизнь сложилась бы иначе. Там, перед этой, казавшейся бесконечной процессией, перед этой трагедией, я поклялась посвятить себя и свои силы служению народу и угнетённым».

В Петербурге ее встретили одобрительными аплодисментами. На праздничном ужине она поделилась своими планами о танцевальных школах для детей из народа с великим князем Михаилом, чем вызвала его искреннее недоумение. В Москве она встретилась со Станиславским. завязалась дружба, длившаяся впоследствии многие годы.

В конце концов, благодаря крупным гонорарам, Айседора сколотила необходимую сумму для образования собственной школы. В Берлине оиа снимает студию и дом для 40 девочек. В газету даёт объявление о том, что охотно примет к себе детей.

Основная часть родителей довольно своеобразно расценила это известие. Они приняли шхолу за... детский дом, за приют. Один мужчина принес узел с четырехлетней больной девочкой и оставил её.

Айседора брала всех. И если бы не помощь знакомого врача Гоффе, который был великолепным хирургом, получал баснословные гонорары и тратил их целиком на больницу для бедных детей, Айседоре пришлось бы туго. Деятельная помощь Гоффе «привела всех детей в то великолепное состояние здоровья и гармонии, которого они впоследствии достигли. Дети стали показывать феноменальные успехи».

Преподавание в школе чередовалось с выступлениями и гастролями. Айседора предпочитала оставаться среди своих девочек. «Со временем я намерена создать театр, в котором сто маленьких девочек изучали бы моё искусство, в котором впоследствии они бы самостоятельно совершенствовались. В моей школе я не буду учить детей рабски подражать моим движениям. Вообще, я не стану принуждать их заучивать определенные формы, — напротив, я буду стремиться развивать в них те движения, которые свойственны им».

Гастроли давали возможность содержать эту школу — ведь она и была фактически детским домом.

Летом 1905 года на концерте в Берлине Айседора встречается с Гордоном Крэгом. Их любовь складывается очень сложно. Айседора писала: «Моим уделом было вдохновлять великую любовь этого гения, и моим же уделом оказалась попытка примирить продолжение моей собственной артистической деятельности с его любовью. Немыслимое сочетание!»

У Айседоры рождается девочка. Восстановить здоровье после родов нет времени. Гордона пригласили во Флоренцию ставить спектакль, и Айседора стала переводчицей для Гордона и Элеоноры Дузе — известной актрисы. Между кормлениями младенца она переводила, и настолько изящно, так хорошо сглаживая резкие выражения обеих сторон, что конечным результатом стал великолепный спектакль. При дословном переводе спектакля бы не было.

Побыть подольше с ребёнком и Крэгом не удалось. Отсутствие счета в банке снова звало в турне. Оно кончилось молочной горячкой и несколькими неделями пребывания в больнице. Вскоре последовал и невыносимо тяжелый разрыв с Крэгом.

Через восемь лет Айседора на полгода приезжает на гастроли в Америку. Наиболее понравившимся танцем здесь стал танец на музыку Седьмой симфонии Бетховена.

Часто она выступает не только с танцами. Вот её речь в Метрополитен — опера: «Сокровища жизни, поэзии и искусства должны быть принесены народу. Постройте для него огромный амфитеатр, единственный демократический вид театра, где всем одинаково видно, где нет ни лож, ни балконов. Поглядите на галерею: разве вы считаете, что справедливо сажать человеческое существо под потолком, словно мух, а затем требовать, чтобы они оценили искусство или музыку? Постройте простой и красивый театр. Не надо его золотить. Искусство не нуждается во внешних обрядах. Дайте искусство народу, который нуждается в нём».

Айседора упорно продолжает искать мецената, который помог бы ей содержать школу, и расширить ее. Помощь пришла неожиданно — в лице миллионера — промышленника, которого она назвала своим Лоэнгрином. В 1908 году он покупает под Парижем для школы новую студию. Часто в этой студии с голубыми занавесями Айседора работает сутками, забывая о еде.
Меценатство Лоэнгрина было не единственной нитью, связавшей их. Новая любовь дарит Айседоре ещё одного ребёнка — мальчика. Теперь у неё есть всё. И искусство, и дети, и любимый человек. Счастье, умиротворение наконец снизошло на неё.

Но в каком плохом романе доброе начало длится долго? Предчувствие трагедии настигло её на одном из концертов. Она попросила пианиста сыграть траурный марш Шопена. «В своем танце я изображала, как человеческое существо на руках несёт своего мёртвого ребёнка, медленными, запинающимися шагами — к месту последнего успокоения. Когда я закончила, и упал занавес, наступила удивительная тишина. Пианист был смертельно бледен н дрожал. Он взял мои руки в свои. Они были холодны, как лёд. — Никогда не проси меня больше играть этот марш, — умолял он. — Я почувствовал самоё смерть».

Предчувствия оправдались... В автомобильной катастрофе погибают оба её ребенка. «У меня было твёрдое намерение покончить с жизнью. И лишь слова девочек из моей школы, обступивших меня: — Айседора, живи ради нас. Разве мы не твои дети? — побудили меня утешить скорбь».

Пришёл 1914 год. Студию отдают под госпиталь. Из воюющей Европы Айседора со школой уезжает в Америку. В Аргентине она танцует гимн народа этой страны, обернувшись со флагом. На следующий день правительство предлагает ей оставить страну. Нет денег, нечем даже заплатить за гостиницу. Полное одиночество.

1917-й разделил весь мир на две части. И Айседора, не задумываясь, присоединилась к революционной России.

25 октября она встретила в Нью-Йорке. «Тот день, когда пришла весть о революции в России, наполнил всех любителей свободы надеждой и радостью, и вечером я танцевала «Марсельезу» в подлинно революционном настроении духа, а вслед за ней — свою интерпретацию «Славянского марша». В своей красной тупике я постоянно танцевала революцию и призыв угнетённых к оружию. В ночь русской революции я танцевала с дикой, неистовой радостью. Сердце моё рвалось из груди за тех, кто сейчас дождались освобождения, а раньше подвергались страданиям.»

Айседора вернулась в военный Париж одинокая, больная, без единого цента. Школа была уничтожена, а война, казалось, будет длиться бесконечно. «Моё отчаяние не имело границ. Я жаждала уйти из мира, ибо в те дни я верила, что мир и жизнь умерли для меня. Сколько раз в жизни приходишь к такому заключению! Меж тем стоит заглянуть за ближайшим холм, — там окажется долина цветов и счастья, которая ждёт нас».

Весной 1921 года Дункан получает из России приглашение создать там свою школу. «По дороге в Россию у меня было чувство, словно душа, отделившись после смерти, совершает свой путь в новый мир. Мне казалось, что я покинула навсегда все формы европейской жизни. Со всей энергией своего существа, разочаровавшегося в попытках достигнуть чего — либо в Европе, я была готова вступить в государство коммунизма. Я не взяла с собой никаких платьев. Я представляла себе, что я провожу остаток своей жизни в прекрасной фланелевой блузе среди товарищей, одетых с такой же простотой и исполненных братской любви. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшие мою мечту несбыточной. Вот он, новый мир, который уже создан!»

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода




© 2021 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено