14 июля 2017      992      0

Чайковские в Алапаевске

Уральские мотивы в творчестве композитора

Места детства были памятны Чайковскому. Свои первые 10 лет Пётр Ильич прожил на Урале. Он родился в семье горного инженера, управляющего Камско — Боткинским округом, в Воткинске Вятской губернии — с 1935 года это Удмуртская АССР.

В 1890 г. Чайковский написал брату Анатолию в Тифлис: «У меня теперь планы и мечтания поехать на Урал, посмотреть Алапаевск, Екатеринбург и потом Волгой и Каспийским морем к вам».

Однако, прочитав в газетах о сильном обмелении Волги и её притоков, он не решился на эту поездку. И всё же интересен факт, что никто из Чайковских более никогда не посетил даже Воткинска, а Пётр Ильич именно Алапаевск выбирает для встречи со своим прошлым.

Играть на фортепиано он начал учиться дома 4-х с половиной лет, когда ему пригласили первую учительницу — крепостную Марию Марковну Пальчикову. Он и до этого уже импровизировал, подбирал очень верно на слух то, что слышал. Научившись играть, выступал на домашних музыкальных вечерах, а к восьми годам уже довольно свободно владел инструментом.

К осени 1848 года Чайковские уехали из Воткинска в Петербург, и мальчик впервые попал к хорошему преподавателю, узнал «настоящую музыку». Впоследствии Чайковский вспоминал своего учителя и любил сочинение, игранное с ним на уроках — «Соловей» Алябьева.

Но насыщенная новизной и впечатлениями жизнь в столице скоро кончилась: в первой половине 1849 года семья на три года переехала в Алапаевск, где проживали в бывшем доме управляющих заводами. Именно в Алапаевске в Чайковском проснулся художник.

Здесь в отношении музыки Петр был предоставлен самому себе. Незадолго перед тем в Петербурге он перенёс болезнь с осложнениями и по настоянию врачей увезён на Урал для поправления здоровья. Пётр настолько совершенствуется в игре на фортепиано, что это замечают в семье.

Сестра Лидия пишет: «Мы проводим время без скуки... Вечером читаем и даже иногда танцуем или поём. Пьер нам аккомпанирует на фортепиано, он прелестно играет, даже можно подумать, что играет взрослый. Нельзя сравнить, как он играл в Воткинске и теперь».

В алапаевских письмах нет упоминаний о «большой» музыке» приезжих музыкантах, концертах, о том, что могли они слышать в Екатеринбурге или на Ирбитских ярмарках в исполнении оркестра Соколова. Есть только редкие описания домашних развлечений.

Мать, Александра Андреевна Чайковская, в молодости обучалась игре на фортепиано. Ко времени приезда в Алапаевск, обременённая большой семьёй и заботами по хозяйству, перестала играть, но любила петь в часы досуга популярные тогда романсы Гурилева, Варламова, Глинки, Алябьева.

Илья Петрович играл на флейте — его игру и инструмент унаследовал младший сын Ипполит. Любовь к музыке и пению никогда не покидала его. И особенно забота, чтобы дети учились музыке.

Старшая его дочь с детства имела учителей. Остальные члены семьи лишь немного играли на фортепиано, но обладали музыкальностью и хорошим слухом. Все они любили петь и с увлечением танцевали. Особенно надо отметить отношение к музыке Петра его младшей сестры Саши. Племянник Чайковского Ю. Л. Давыдов в своих «Воспоминаниях» рассказывает со слов матери: «С раннего детства она полюбила, забившись в уголок кресла, слушать импровизации Петра. Она единственная, кто верил в гениальность брата, ещё только предчувствовавшего её зов».

С появлением в алапаевском доме новой наставницы Анастасии Петровны Петровой у мальчика появился компаньон и собеседник в музыке. В минуты откровений, Пётр говорил ей: «Я всё равно буду великим музыкантом». Сочинял ли он в то время, сведений об этом нет. Но через два года после возвращения семьи в Петербург он пишет вальс и посвящает его Петровой, назвав её именем: «Анастасия — вальс».

Брат композитора Модест Ильич утверждал, что Петрова была совершенно несведуща в музыке. На деле оказалось иначе. Документы сиротского Николаевского института, где она воспитывалась и откуда сразу попала к Чайковским, утверждают, что в течение семи лет она обучалась музыке наравне с другими дисциплинами и в аттестате своём имела столь же высокий балл, что и по иным предметам.

По положению института это не давало права преподавания музыки в семьях, но быть ассистенткой и следить за выполнением задания ведущего преподавателя она могла, в Алапаевске такого преподавателя, вероятно, не было, и Петрова как — то восполняла этот пробел.

Она могла понять Петра в его стремлениях, слушать его рассуждения о музыкальной науке, обсуждать их, и играть с ним в четыре руки, что он очень любил и во все последующие годы.

Настойчивость и требовательность к себе, необычайная трудоспособность росли вместе с ним с раннего детства.

Именно они помогали ему здесь, в Алапаевске, самоутверждаться. А в дальнейшем стали основным принципом творчества: «Вдохновение рождается из труда и во время труда... оно не любит посещать ленивых».

Наряду с домашним музицированием алапаевская интеллигенция посещала народные гуляния, хороводы, представления. Чайковский любил такие зрелища, К сожалению, в Алапаевске не сохранилось ни описаний, ни устных преданий. Нам остаётся обратиться к другим примерам того времени, а их накоплено довольно много.

«На праздниках простого народа более всего любили хороводы. Пёстрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней. Красивый и ловкий парень на середине хоровода запевает: «Полоса ль моя, полосынька», а хор подхватывает: «Полоса ль моя не паханая.»

Эту картинку можно сравнить с описанием костюмированного бала у Чайковских 21 февраля 1850 года в Алапаевске: «Лидия и мадемуазель Петрова (гувернантка) были одеты русскими девушками, тётя Лиза в чёрных штанах и голубой рубахе, с очаровательной бородой и хорошенькими усами, а я была её жёнушкой. Мы танцевали под громкие крики «браво».

В тех же мемуарах упоминается бал у исправника 26 августа 1850 года: «Вертели орган и танцевали французскую кадриль». Орган этот сохранился и находится ныне в музее Чайковского в Алапаевске. У него четыре вала, на которых записано: на одном — десять русских и украинских народных песен, из другом — органная прелюдия, на третьем — увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник», а на четвёртом запись неразборчива, поскольку орган был неисправен и требовал восстановительного ремонта.

Н. Д. Кашкин вспоминает: «Чайковский в начале своей деятельности охотно пользовался народными песнями». Интерес к ним, вероятно, начался ещё в детстве. В Алапаевске, подбирая по слуху песни, он варьировал их и придумывал к ним окончания, как бы развивал тему. В очень ранней своей опере «Гипербола» (не сохранилась) он уже записывает песню с начальными словами «Борода ль моя, бородушка».

Что это за песня? По воспоминаниям местной жительницы Б. А. Арефьевой, в её детстве пели песню о мастере, который «сидит, чай попивает и гладит бородушку». Не она ли отозвалась в ранней опере Чайковского?

Сборник Чайковского для фортепиано «50 русских народных песен», написанный в 1868 — 69 годах, — уже итог его давнего знакомства с народной песней. Затем песни он использовал во многих своих крупных сочинениях.

Кузина Петра Ильича Амалия Шоберт рассказывает, что Петя, уезжая из Алапаевска в 1850 году, оставил детям «Правила игры», составленные им. Они не сохранились и неизвестно, из чего состояли, но, вероятно, содержали и музыку для сопровождения игр. Из этих игр кузина запомнила две: «Жрецы» и «Похороны куклы». Известна трилогия из «Детского альбома» Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Схожий сюжет рассказан и Амалией Шоберт. Пьесы написаны Чайковским в подарок племяннику, но эти картины пережил в детстве и сам композитор.

В 1854 году умерла мать Петра Ильича — Александра Андреевна. Эту страшную утрату Чайковский пережил только благодаря музыке. С этого времени становятся известны первые его сочинения: «Анастасия — вальс», опера «Гипербола», и вскоре — романс «Мой гений, мой ангел, мой друг», несложный по фактуре, но совершенный по настроению. В этом году он навсегда расстаётся с детством, пронеся через всю жизнь дорогие о нём воспоминания. С ними связаны и некоторые его крупные сочинения.

Сказку «Ундина» он прочёл в сочинениях Жуковского, друга семьи. Маленькую Сашу в доме ласково называли «Ундиночкой». Позднее П. Чайковский запишет: «Роясь в библиотеке сестры, я напал на «Ундину» Жуковского и перечёл эту сказку, которую ужасно любил в детстве».

Много раз Чайковский пленялся ею и много раз разочаровывался, почти 50 лет она не оставляла его в покое.

Написанная в 1869 году, опера «Ундина» не была поставлена по вине администрации театра, и в 1876-м Чайковский её уничтожил. Но ещё раньше начал заимствовать из неё отдельные эпизоды и номера: марш во 2-й симфонии, песня Леля в «Снегурочке», адажио в балете «Лебединое озеро».

Есть предположение, что сценарий для своего первого балета «Озеро лебедей» Чайковский построил на сюжете «Ундины» и оставшаяся музыка оперы вошла в балет.

О жизни Жанны д’Арк Чайковский впервые узнал в Воткинске на занятиях с Ф. Дюрбах и из своей любимой книжки «Детство знаменитых людей» М. Массона.

«И очень сильно плакал над страданиями этой девы». Позднее он скажет: «Мысль написать на этот сюжет оперу пришла мне в Каменке при перечитывании Жуковского, у которого есть «Орлеанская дева», переведённая им с Шиллера. Я уже и прежде иногда думал об этом сюжете, но теперь начал увлекаться серьёзно».

Автобиографичны три симфонии Чайковского: 1-я, Ми — бемоль Мажор и 6-я «Патетическая». Первая, сочинённая в 1866 году, удивительно передаёт настроение и образы зимней природы. Выросший среди суровой красоты Прикамья и Урала, Чайковский чувствовал величие и поэзию северного края.

Задуманная незадолго до смерти, ми — бемоль — мажорная симфония названа им «Жизнь». Однако сочинение это его не удовлетворяло. Вскоре Чайковский принялся за другую симфонию, оказавшуюся последней: 6-ю «Патетическую».

Симфония была исполнена за несколько дней до его неожиданной смерти. Возвращаясь домой с кузиной Анной Мерклинг после первого исполнения в Петербурге, Чайковский признался: «Да, это история его жизни. 1-я часть — детство, смутное стремление к музыке, 2-я — молодость, светлая, весёлая пора; 3-я — жизненная борьба, достижение славы. А последняя — это чем всё кончается».

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода




© 2021 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено