15 июня 2017      612      0

Пропагандист русского искусства

Дягилев Сергей Павлович

С. Дягилев — имя этого человека у нас ещё не общеизвестно. И потому закономерными будут вопросы: кто же такой Сергей Павлович Дягилев и почему его имя можно связать с Пермью?

Некоторые исследователи считают Сергея Дягилева только меценатом, другие — только антрепренёром. То и другое — лишь одна из сторон его многогранной деятельности.

Сергей Павлович был необыкновенно одарённым организатором, пропагандистом русского искусства на Родине и за рубежом. Не будучи ни художником, ни композитором, ни хореографом, он прекрасно разбирался во всех видах искусства, имел верный глаз, тонкий слух, безошибочную художественную интуицию. Обладал даром «предугадывать» таланты, всячески помогал им и вдохновлял. Его «крестниками» были композиторы Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев, танцовщики Вацлав Нижинский и Сергей Лифарь, живописцы Филипп Малявин и Борис Анисфельд.

Сергей Дягилев — потомок уральской, пермской ветви Дягилевых, переселившихся на Урал в середине XVIII века из города Тобольска.

Его прадед, Дмитрий Васильевич (1773 — 1823), сын маркшейдера, управителя Каменского завода, приехал в Пермь в 1793 г. Он был разносторонне образованным человеком — музыкант, художник, коллекционер, библиофил. В молодости писал басни, сказки, которые печатал в первом урало — сибирском журнале «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». В семье долгое время хранился портрет родоначальника пермской ветви Дягилевых, к сожалению, утраченный.

Почти столетие с небольшим перерывом семья Дягилевых являлась в Перми организатором концертов, спектаклей, многих культурных и благотворительных начинаний. Не случайно их фамилия довольно часто появлялась на страницах «Пермских губернских ведомостей».

Пермский период жизни Сергея Павловича Дягилева (1880 — 1890) наименее изучен. Исследователи считают, что он как личность сформировался в Петербурге. Тем не менее именно в Перми определился круг его духовных интересов, ярко проявилась любовь к музыке, театру, настойчивость и воля стали доминирующими чертами его характера.

Родился Сергей Павлович 19 марта 1872 г. (по старому стилю) в селе Грузино Новгородской губернии, где стоял полк, в котором служил его отец Павел Павлович, кавалергардский офицер. Мать Евгения Николаевна умерла через несколько дней после рождения сына.

Серёжу привезли в Пермь восьмилетним мальчиком.

На старых фотографиях — экспонатах выставки в Перми — городской театр и благородное собрание, где часто устраивались концерты музыкального кружка и любительские спектакли с участием членов семьи Дягилевых. Мужская гимназия, в которой учился Сергей. Здесь и в здании женской мариинской гимназии он участвовал в ученических спектаклях, концертах. Дом деда (средняя школа № 11 по ул. Карла — Маркса, 33) был одним из самых интересных и культурных домов города. По четвергам здесь собиралась интеллигенция. Музицировали, репетировали пьесы, обсуждали репертуар предстоящих концертов. Серёжа рано стал участвовать в домашних спектаклях. Это были пантомимы по сказкам. Их обычно ставили в Бикбарде, в имении деда, куда летом съезжалась вся многочисленная дягилевская семья. Красная Шапочка, Мальчик с пальчик, Принц в «Спящей красавице» — вот его первые роли.

Когда сыну исполнилось два года. Павел Павлович вторично женился. Елена Валериановна и Сережа сразу подружились. Она внесла в дом Дягилевых особую атмосферу приветливости и доброжелательности, вскоре стала душой всех домашних и публичных концертов, прекрасно пела, декламировала.

Большую роль в музыкальной жизни города и музыкальном образовании Сергея сыграл пермский музыкальный кружок, организованный в 1874 г. Иваном Павловичем Дягилевым, дядей Сергея, профессионально образованным музыкантом, одним из восьми старшин кружка и бессменным аккомпаниатором всех концертов. Силами кружка, а иногда и вместе с профессиональными артистами ставились даже сцены из опери М. И. Глинки «Иван Сусанин».

В 1883 г. Сергей поступил в гимназию. В эти годы он много занимался языками, музыкой, вокалом, пробовал свои силы в композиторской деятельности, писал стихи, рисовал, участвовал в ученических концертах и спектаклях. На фотографиях этого периода: Серёжа — гимназист, директор гимназии И. Ф. Грацинский, группа педагогов, программа одного из последних ученических концертов, в котором Сергей принимал участие, а также два его подлинных рисунка.

В 1890 г. Сергей окончил Пермскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Начался новый период в его жизни. Он берёт уроки пения у известного баритона Антонио Катоньи, уроки композиции у профессора консерватории Н. А. Соколова. Пробует сочинять музыку.

Перед нами карандашный автопортрет Александра Пенуа, «президента общества самообразования», в которое Дягилев вошёл сразу по приезде в Петербург. Члены общества составили потом ядро художественного объединения «Мир искусства» и редакцию журнала того же названия.

Сергей Дягилев редактирует журнал «Мир искусства», устраивает выставки произведений русских в иностранных художников. Каждую выставку он рассматривает как самостоятельное произведение, в котором «все части объединены каким — нибудь внутренним смыслом».

В 1904 г. объединение «Мир искусства» и журнал прекратили свое существование. Через шесть лет общество возродилось вновь, но уже без Дягилева.

Экспонаты пермского музея рассказывают о грандиозной историко — художественной выставке русских портретов, устроенной Дягилевым в 1905 г. в Таврическом дворце. На ней было представлено свыше 2000 портретов XVIII — XIX веков, собранных Сергеем Павловичем по старым дворянским усадьбам. Это была последняя выставка, организованная Дягилевым в России. А через год он осуществил своё давнее желание — познакомить западную Европу с русским изобразительным искусством. 15 октября 1906 г. в Париже открылась ретроспективная выставка «Два века русской живописи и скульптуры». Она занимала 12 залов в Большом дворце Елисейских полей.

Успех выставки окрылил Дягилева. В 1907 г. он организовал в Париже Русские исторические концерты с участием Римского — Корсакова, Рахманинова, Глазунова, Шаляпина. А в 1908-м показал новую постановку оперы «Борис Годунов» с Шаляпиным в заглавной роли и декорациями Александра Головина.

Затем Дягилев впервые организовал в Париже спектакли русского балета. Это было трудное и смелое предприятие: балетное искусство на Западе переживало упадок и мало ценилось. Новизна русских балетных сезонов состояла в том, что их создатели стремились сделать балет целостным и гармоничным произведением искусства, синтезом хореографии, музыки и живописи. Были показаны такие балеты, как «Половецкие пляски», «Жар — птица», «Петрушка», «Весна священная» и «Золотой петушок».

Для осуществления своих замыслов Дягилеву требовались огромные средства. У него их не было. Не раз он оказывался на грани финансовой катастрофы. Спасали поддержка и сочувствие выдающихся представителей русской культуры.

Октябрьская революция застала Дягилева за рубежом, и он, не будучи эмигрантом, оказался среди эмигрантов, что наложило определённый отпечаток на его отношения с Советским Союзом.

Тяжёлые годы войны и неустойчивое послевоенное время осложнили миссию Дягилева. Он был оторван от России. Его блестящая труппа стала тускнеть. В этот период Дягилев сотрудничает и с мастерами западноевропейской культуры: Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Анри Матиссом, Дебюсси, Сати и другими.

В последние года жизни он увлёкся библиофильством, стал «неистовым собирателем русского прошлого — русской книги». Ему удалось отыскать и приобрести свыше 2000 русских изданий, большое количество автографов деятелей русской культуры.

Память о России не покидала Дягилева, и он надеялся, что всё найденное им вернется на родину. Осуществить это ему самому было не суждено. 19 августа 1929 г. он скоропостижно скончался в Венеции, где и был похоронен друзьями. Семьи у него не было.

Сразу после смерти Дягилева стали вырисовываться контуры этой по словам Бориса Асафьева, «замечательной в судьбах русского искусства личности». Выяснилось, что он был ведущим и цементирующим началом в среде высокоталантливых современников — участников «Мира искусства» и «Русских сезонов».

С годами деятельность Дягилева получает всё большее признание. В Монте — Карло, где в течение многих дет выступала труппа Дягилева на скале была установлена мемориальная доска в его честь и воздвигнут памятник. Площадь около Большой оперы в Париже получила имя Сергея Дягилева. В Италии был создан сценарий фильма о Дягилеве, а в Париже поставлен балет.

Во многих городах мира прошли выставки, посвященные театральной деятельности Дягилева. Особое место среди них занимали франко — советские выставки «Париж — Москва» и «Москва — Париж».

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Яндекс.Погода

© 2020 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено